Алексей Бабий, Красноярское общество «Мемориал»
Современные информационные технологии позволяют кардинально перестроить работу историка и краеведа: сократить время на поиск необходимой информации, создать мощный справочный аппарат, сформировать масштабные гипертекстовые мультимедийные документы.
Технология, описанная ниже, применяется Красноярским обществом «Мемориал» уже почти пятнадцать лет и показала свою эффективность. Тема стройки 503 – лишь одна из многих тем, которой мы занимаемся, и в данной статье я буду приводить примеры именно из этой темы, хотя так же выстроена работа и по другим объектам.
Суть нашего подхода заключается в следующем:
Все материалы по теме оцифровываются. К пониманию необходимости оцифровки мы пришли почти с самого начала работы (а Красноярский «Мемориал» работает с 1988 года), однако на первых порах нам не хватало ресурсов (например, сканер стал доступен только с середины девяностых). Сейчас технология оцифровки отработана, и цифровой архив занимает более ста гигабайт. Оцифровка даёт нам возможность легко отбирать и копировать материалы, а также гарантирует сохранение копий.
Большинство оцифрованных материалов выкладывается на наш сайт memorial.krsk.ru. Сайт работает с 1998 года, пополняется практически ежедневно и содержит свыше 10000 страниц на трёх языках и свыше 15000 фотографий. Посещаемость около двух тысяч посетителей в день. Таким образом, мы обеспечиваем свободный доступ к нашим материалам исследователей, студентов и школьников, родственников, и других интересующихся людей. Кроме того, мы получаем обратный. Ещё одно достоинство сайта – возможность контекстного поиска. Встроенный Яндекс-поиск помогает найти материалы по ключевым словам – например, всё, что относится к конкретному населённому пункту (такого рода запросы бывают достаточно часто – найти всех репрессированных из д. Конок). В частности, так можно найти и все материалы, относящиеся к стройке 503, просто введя в окне поиска «Стройка 503». Однако почти тысяча ссылок – это просто «куча», которую надо разбирать и сортировать. Поэтому контекстный поиск используется только в тех случаях, когда тема запроса не попадает в уже готовую рубрикацию (о которой – следующий пункт).
На сайте, кроме основной рубрикации, по типам документов (Воспоминания, свидетельства, публикации, научные работы, фотографии), материалы группируются по тематическим рубрикаторам: Лагеря (с подрубрикатором по всем лагуправлениям, действовавшим на территории Красноярского края), Ссылка (с подрубрикатором ссыльных потоков, имевших отношение к Красноярскому краю), Аресты и осуждения (с подрубрикаторами по хронологии, социологии, географии и этологии арестов). Отдельно стоит упомянуть Мартиролог, в котором содержатся краткие биографические справки о репрессированных, чьи судьбы имеют отношение к Красноярскому краю. Следует отметить, что эти биографические справки снабжены ссылками – либо прямыми ссылками на материалы (если материал есть на сайте), либо библиографическими, если материала на сайте нет.
Теперь на сайте материалы сгруппированы по темам. Практика показывает, что эти темы – Люди (и у нас они сгруппированы в мартирологе), Объекты (например, Лагеря), и События (например, норильское восстание 1953 года). Все вышеперечисленные возможности, полезные сами по себе, однако являются лишь подспорьем для решения главной задачи – создания полномасштабной гипертекстовой книги о политических репрессиях в Красноярском крае. Когда на сайте накапливается критическая масса материалов, можно переходить от публикации и группировки материалов к созданию обзорных статей.
Посмотрим, как это работает на примере темы «Стройка 503».
Среди материалов, прошедших оцифровку, есть материалы об этой стройке. Фотографии в исходном качестве сосредоточены в папке «503» электронного архива.
Кроме того, есть текстовые материалы, которые, по мере выкладки на сайт, уничтожаются, а в «рабочей зоне» упорядочены по типам (документы, воспоминания и т.п.). Но, когда они выкладываются на сайт, «они привязываются» к тематическим рубрикаторам. В частности, если в материале хотя бы упоминается 503-я стройка (а тем более, если материал содержит дополнительную информацию о ней), ссылка на материал попадает на страницу «Стройка №503». Вот как это выглядит сейчас
Каждая строка этого списка - ссылка на материал. Таким образом, вы получаете полный перечень материалов о стройке 503, имеющейся на сайте. В частности. Ссылка в разделе «Люди» ведёт на биографическую справку о человеке, например:
ЗЕЛЕНКОВ
Дмитрий Владимирович. Род. в 1909 в г. Санкт-Петербурге. Потомок Лансере по
мужской и Бенуа по женской линии. Театральный художник. Попал в плен в начале
блокады Ленинграда. Был в концлагере в Финляндии. В конце войны возвращен в
СССР. От границы пересадили в теплушки и привезли в Московскую пересылку.
Арестован 15.02.1945. Осужден 17.04.1945 ВТ МВО на 10 лет ИТЛ и 5 лет лишения
политических прав. Срок отбывал в Загорске. Весной 1948 попал в пос. Абезь
(стройка № 501 МВД СССР). Работал в лагерном музтеатре в Игарке. Покончил жизнь
самоубийством 03.06.1951 в Ермаково во время спектакля на колосниках за сценой
под музыку «Танец маленьких лебедей». -Ридель А., и др. Путешествие в историю -Пентюхов В. Пленники печальной судьбы, Красноярск, 2008. -Савнор В.А. Рассказ очевидца; Юхин Л.И. Рассказ очевидца, стройка № 503 (1947-1953). Документы. Материалы. Исследования. Вып. 1, Красноярск, 2000, с. 80, 84. -Художники народов СССР, 1, Москва, 1983, с. 284 -Театр и жизнь, Ленинград-Москва, 1957, с. 399 -Штильмарк Р. Падшие ангелы, Душанбе, 1992, (б). -Штильмарк Р. Крепостной театр ( без выходных данных, издано, видимо, в Игарке, (б). -Дмитрий Владимирович Зеленков. Письма из лагеря.(с) Русаков Э. Владимир Пентюхов: "Графы и князья учили меня искусству!.", Красноярский рабочий, 09.08.2007, (с). -Пентюхов В. За кулисами крепостного театра, Красноярский комсомолец, 11.07.1989. -Лазарева Н.В. О моем брате, 200 лет Бенуа в России, СПб, 1994, с.23-24, Мемориал Санкт-Петербурга. -Штильмарк Р, «И вот сижу я в Туруханском крае», «Полярные горизонты», № 3, 1990. -17-23.03.00 Владимир Пентюхов. Узники «крепостного театра» -11.02.03 Владимир Пентюхов. Лебединая песня «крепостного» театра -Владимир Пентюхов. Раб красного погона |
Обратите внимание, что из биографической справки также есть ссылки на материалы об этом человеке.
Таким образом, мы получаем инструмент, чрезвычайно удобный для изучения объекта (в данном случае – стройки №503».