Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Стройка 503

29 января 1949 г. было принято Постановление Совета Министров СССР, в котором говорилось о необходимости строительства железной дороги Салехард-Игарка протяжённостью в 1200 километров. Предполагалось в IV квартале 1952 г. открыть рабочее движение, а в 1955 г. начать эксплуатацию дороги. Переходы через реки Обь и Енисей осуществлялись бы самоходными паромами. При Северном Управлении сформировали два строительства - Обское № 501 и Енисейское № 503. Им предстояло прокладывать путь навстречу друг другу.

Строительные работы начались без проекта (его завершили лишь в 1952 г., когда больше половины магистрали уже было готово). На новой магистрали собрались построить 28 станций и 106 разъездов. К началу строительства на линии будущей магистрали было всего 5–6 маленьких населённых мест по нескольку домов в каждом. Очень скоро их стало много: это были лагпункты для заключённых, размещённые через каждые 5-10 км. От Игарки до Ермаково находилось 7 колонн для заключённых - две в районе города, остальные вдоль Енисея. От Ермаково лагеря располагались через каждые 6 км, во избежание путаницы и для ясности, наглядности картины производимых работ лагерям присваивали номер того километра, на котором они находились. По данным А. С. Добровольского, проводившего экспедицию по железной дороге, на её строительстве работали около 40.000 заключённых. Однако, в наиболее напряжённые периоды их число, видимо, достигало и ста тысяч.

В 1948 г. в Игарку стали прибывать этапы заключённых, появились зоны с колючей проволокой и караульными вышками. Внутри были построены бараки и служебные помещения. Почти все зоны находились в черте города. Эта полоса тянулась от нынешнего Северного городка (в прошлом - «лагерный городок», мужская зона) до передающего радиоцентра аэропорта (женская зона). В старой части города расположилась 7-я колонна, где также содержались заключённые. В том районе велась отсыпка железнодорожной насыпи, площадки для будущего депо и станции «Игарская». 23 марта 1951 года состоялось заседание исполкома горсовета, на котором было принято решение «О схеме развития города Игарки в связи со строительством порта и железнодорожного строительства».16 От речки Чёрной небольшие паровозы (называли их по-разному: «кукушки», «овечки», «примусы») перевозили в Игарку гравий. Наряду с этим участком одноколейная дорога была уложена между речками Чёрной и Сухарихой. От Игарки до Ермаково по правому берегу была сделана насыпь. На этом отрезке пути находилось 6 колонн с заключёнными.

В 1950 г. управление перевели в Ермаково. Позже станок уже называли станцией. Если судить по докладной записке к заседанию исполкома горсовета 26 октября 1949 г., «на территории Карасинского сельсовета на ст. Ермаково развёрнуто очень большое строительство Северным управлением строительства МВД, в связи с этим население станка Ермаково возросло до 5 тысяч человек (гражданского населения).18 А уже в 1950 г., как пишет участник Северной экспедиции, изыскатель А. А. Побожий, «крохотный посёлок стал настоящим городом с населением в 15 тысяч человек».19

В Ермаково переехало не только управление строительством, но и экспедиция Татаринцева, оставив в Игарке подразделение для изыскания железной дороги до Норильска.

К строительству железной дороги были привлечены не только заключённые, но и вольнонаёмные, но они имели отношение к гражданскому строительству, проектным работам. Основным же строительством были заняты заключённые. Этим и отличалась Северная железная дорога от многих комсомольских строек-гигантов: самый тяжёлый труд, штурм тайги, вечной мерзлоты пришёлся на долю тех, кто был осуждён. А в числе этих людей было немало безвинно пострадавших. О «стройке 503» молчали в газетах (правда, местная газета нет-нет да и писала о подвигах комсомольцев на Северной стройке). Но правилами для заключённых запрещалось разглашать сведения о стройке.

Дорога возводилась быстрыми темпами. В августе 1952 г. открылось рабочее движение от Салехарда до Надыма, к 1953 году - от Ермаково до Янова Стана, от Игарки до Ермаково (65 км).

После 5 марта 1953 г., когда умер И. В. Сталин, судьба стройки резко изменилась.  К октябрю 1953 г. поступила директива о передаче предприятиям оборудования, которое завезли на строительство. Началась ликвидация стройки-гиганта в Заполярье. Большинство хозяев отказывались от своей техники - она оказалась уже в непригодном состоянии. Судя по данным техархива, огромное количество материальных ценностей было просто брошено. На глазах у людей варварски уничтожались полушубки, валенки, пригодный ещё инвентарь.

В целом на строительство железной дороги, содержание лагерей и инфраструктуры ушло свыше 42 миллиардов рублей. На завершение строительства необходимо было, по подсчётам специалистов, 700 - 800 миллионов рублей, на ликвидацию строительства и консервацию - 600 -700 миллионов.

911 км дороги были уже в рабочем состоянии. Но это была дорога, построенная по упрощённому техническому проекту. Не были учтены условия вечной мерзлоты, в результате чего нарушены естественные природные условия, естественные стоки. Разумеется, для поддержания дороги в нормальном для эксплуатации состоянии потребовались бы огромные средства. А возможный экономический эффект так и не был подсчитан. Что конкретно дала бы эксплуатация именно такой, построенной вручную по упрощённым проектам, магистрали? Об этом молчат архивы, молчат и исследователи.

Особое место отводилось в ГУЛАГе культурно-воспитательной работе. Как ни странно, имела она и довольно «свободные» формы. Например, был создан театр из числа заключённых («Крепостной театр», как назвал его Р. Штильмарк, написавший в заключении недалеко от Ермаково приключенческий роман «Наследник из Калькутты»). Труппа была переведена из Воркутинских лагерей (станция Абезь). Театр входил в состав КВО (культурно-воспитательного отдела). В Игарке актёрский коллектив разделили, оставили музкомедию, а драмтеатр перевели в Ермаково. В труппу входили известные режиссёры, дирижёры, театральные художники, первоклассные певцы, актёры ведущих театров страны, музыканты, эстрадно-танцевальные пары. Среди них был пианист Всеволод Топилин, первый аккомпаниатор Давида Ойстраха, театральный художник Дмитрий Зеленков. Труппа в Игарке насчитывала 106 человек, из них 102 человека - заключённые. Для спектаклей арендовалась сцена театра имени В. Пашенной на ул. Смидовича. В начале 1950 года театр был закрыт. Здание позднее сгорело. А всех актёров отправили на строительство железной дороги.

По материалам  "Стройка № 503. Историческая справка"

Материалы по теме:

Документы

Документы, биографические сведения

Мемуары, художественные произведения

Научные работы

Публикации

Фотографии

События

Люди

Письма