Стройка 503
29 января 1949 г. было принято Постановление
Совета Министров СССР, в котором говорилось
о необходимости строительства железной
дороги Салехард-Игарка протяжённостью в 1200
километров. Предполагалось в IV квартале 1952
г. открыть рабочее движение, а в 1955 г. начать
эксплуатацию дороги. Переходы через реки
Обь и Енисей осуществлялись бы самоходными
паромами. При Северном Управлении
сформировали два строительства - Обское №
501 и Енисейское № 503. Им предстояло
прокладывать путь навстречу друг другу.
Строительные работы начались без проекта
(его завершили лишь в 1952 г., когда больше
половины магистрали уже было готово). На
новой магистрали собрались построить 28
станций и 106 разъездов. К началу
строительства на линии будущей магистрали
было всего 5–6 маленьких населённых мест по
нескольку домов в каждом. Очень скоро их
стало много: это были лагпункты для
заключённых, размещённые через каждые 5-10 км.
От Игарки до Ермаково находилось 7 колонн
для заключённых - две в районе города,
остальные вдоль Енисея. От Ермаково лагеря
располагались через каждые 6 км, во
избежание путаницы и для ясности,
наглядности картины производимых работ
лагерям присваивали номер того километра,
на котором они находились. По данным А. С.
Добровольского, проводившего экспедицию по
железной дороге, на её строительстве
работали около 40.000 заключённых. Однако, в
наиболее напряжённые периоды их число,
видимо, достигало и ста тысяч.
В 1948 г. в Игарку стали прибывать этапы
заключённых, появились зоны с колючей
проволокой и караульными вышками. Внутри
были построены бараки и служебные
помещения. Почти все зоны находились в
черте города. Эта полоса тянулась от
нынешнего Северного городка (в прошлом - «лагерный
городок», мужская зона) до передающего
радиоцентра аэропорта (женская зона). В
старой части города расположилась 7-я
колонна, где также содержались заключённые.
В том районе велась отсыпка
железнодорожной насыпи, площадки для
будущего депо и станции «Игарская». 23 марта
1951 года состоялось заседание исполкома
горсовета, на котором было принято решение
«О схеме развития города Игарки в связи со
строительством порта и железнодорожного
строительства».16 От речки Чёрной
небольшие паровозы (называли их по-разному:
«кукушки», «овечки», «примусы») перевозили
в Игарку гравий. Наряду с этим участком
одноколейная дорога была уложена между
речками Чёрной и Сухарихой. От Игарки до
Ермаково по правому берегу была сделана
насыпь. На этом отрезке пути находилось 6
колонн с заключёнными.
В 1950 г. управление перевели в Ермаково.
Позже станок уже называли станцией. Если
судить по докладной записке к заседанию
исполкома горсовета 26 октября 1949 г., «на
территории Карасинского сельсовета на ст.
Ермаково развёрнуто очень большое
строительство Северным управлением
строительства МВД, в связи с этим население
станка Ермаково возросло до 5 тысяч человек
(гражданского населения).18 А уже в 1950 г.,
как пишет участник Северной экспедиции,
изыскатель А. А. Побожий, «крохотный посёлок
стал настоящим городом с населением в 15
тысяч человек».19
В Ермаково переехало не только управление
строительством, но и экспедиция
Татаринцева, оставив в Игарке
подразделение для изыскания железной
дороги до Норильска.
К строительству железной дороги были привлечены не только заключённые, но и
вольнонаёмные, но они имели отношение к гражданскому строительству, проектным
работам.
Основным же строительством были заняты
заключённые. Этим и отличалась Северная
железная дорога от многих комсомольских
строек-гигантов: самый тяжёлый труд, штурм
тайги, вечной мерзлоты пришёлся на долю тех,
кто был осуждён. А в числе этих людей было
немало безвинно пострадавших. О «стройке 503»
молчали в газетах (правда, местная газета
нет-нет да и писала о подвигах комсомольцев
на Северной стройке). Но правилами для
заключённых запрещалось разглашать
сведения о стройке.
Дорога возводилась быстрыми темпами. В
августе 1952 г. открылось рабочее движение от
Салехарда до Надыма, к 1953 году - от Ермаково
до Янова Стана, от Игарки до Ермаково (65 км).
После 5 марта 1953 г., когда умер И. В. Сталин,
судьба стройки резко изменилась.
К октябрю 1953 г. поступила директива о
передаче предприятиям оборудования,
которое завезли на строительство. Началась
ликвидация стройки-гиганта в Заполярье.
Большинство хозяев отказывались от своей
техники - она оказалась уже в непригодном
состоянии. Судя по данным техархива,
огромное количество материальных
ценностей было просто брошено. На глазах у
людей варварски уничтожались полушубки,
валенки, пригодный ещё инвентарь.
В целом на строительство железной дороги,
содержание лагерей и инфраструктуры ушло
свыше 42 миллиардов рублей. На завершение
строительства необходимо было, по
подсчётам специалистов, 700 - 800 миллионов
рублей, на ликвидацию строительства и
консервацию - 600 -700 миллионов.
911 км дороги были уже в рабочем состоянии.
Но это была дорога, построенная по
упрощённому техническому проекту. Не были
учтены условия вечной мерзлоты, в
результате чего нарушены естественные
природные условия, естественные стоки.
Разумеется, для поддержания дороги в
нормальном для эксплуатации состоянии
потребовались бы огромные средства. А
возможный экономический эффект так и не был
подсчитан. Что конкретно дала бы
эксплуатация именно такой, построенной
вручную по упрощённым проектам, магистрали?
Об этом молчат архивы, молчат и
исследователи.
Особое место отводилось в ГУЛАГе
культурно-воспитательной работе. Как ни
странно, имела она и довольно «свободные»
формы. Например, был создан театр из числа
заключённых («Крепостной театр», как назвал
его Р. Штильмарк, написавший в заключении
недалеко от Ермаково приключенческий роман
«Наследник из Калькутты»). Труппа была
переведена из Воркутинских лагерей (станция
Абезь). Театр входил в состав КВО (культурно-воспитательного
отдела). В Игарке актёрский коллектив
разделили, оставили музкомедию, а драмтеатр
перевели в Ермаково. В труппу входили
известные режиссёры, дирижёры, театральные
художники, первоклассные певцы, актёры
ведущих театров страны, музыканты, эстрадно-танцевальные
пары. Среди них был пианист Всеволод
Топилин, первый аккомпаниатор Давида
Ойстраха, театральный художник Дмитрий
Зеленков. Труппа в Игарке насчитывала 106
человек, из них 102 человека - заключённые.
Для спектаклей арендовалась сцена театра
имени В. Пашенной на ул. Смидовича. В начале
1950 года театр был закрыт. Здание позднее
сгорело. А всех актёров отправили на
строительство железной дороги.
По материалам "Стройка № 503. Историческая справка"
Материалы по теме:
Документы
Документы, биографические сведения
Мемуары, художественные произведения
Научные работы
- «СТРОЙКА № 503» (1947-1953 гг.) Документы. Материалы. Исследования.
/ Игарский краеведческий комплекс «Музей
вечной мерзлоты». 2000 г.
- СТРОЙКА № 503 (1947-1953 гг.) Документы.
Материалы. Исследования. Выпуск 2
- Александр Игоревич Тощев, н.
с. «Музея вечной мерзлоты», заведующий филиалом, г. Игарка. История
репрессий в музейном отражении
- А. Вологодский, К.Завойский. Мертвая дорога.
Музей коммунизма под открытым небом
- Е. Костылева, А. Уткин.
Дмитрий Александрович Крайнов
- Дворецкая А.П.
Репрессированные католические священники на енисейской земле
- Станислав Стрючков: «…если предположить, что заключенных закапывали на
месте их гибели, то получается, что дорога по всей длине построена на
костях»
- Балавадзе Елена, п. Туруханск Рук. Зубова
Светлана Сергеевна. "Стройка №503: "сталинская"
железная дорога на территории
Туруханского района"
- Каунченко Светлана. г. Игарка. Рук.
Забрыгина Татьяна Григорьевна. "Забвению
- нет! Дневник второй полевой экспедиции
на "Мертвую дорогу" Салехард-Игарка"
- Деева Валерия. …И следы куда-то в никуда…
Руководитель: Деева Наталья
Владимировна
- Белый крест (Ермаково. Стройка 503)
2/10-91 г.
- Васютина Светлана, рук. Забрыгина Т.Г. шк.
№1 г.Игарка. Работа "Форпост выживания: Игарка. Памятные места
беспамятной страны"
- Забрыгина Т. Г., Тимофеева О. Б.,
Ридель А., Старостина Е., Шорохова А.,
Шилимаев К., Якимоваа А., Иванцова Т., Каунченко
С., Немченко Н. Е., - Резников Л. Т., Резников
Н.. Путешествие в историю
- Чуракова О. В. "Великий
северный путь" в проектах и мечтах художника Александра Борисова
Публикации
- 17.05.88 Н.Савельев. Туда возврата нет
- 31.01.89 Павел Чебуркин: «Как
только цел остался» (записки везучего)
- 02.03 89 А.Добровольский.
Мёртвая дорога. Кто и зачем строил «Великую
северную магистраль»
- 05.07.89 А.Добровольский. По
следам «мёртвой дороги». Свидетельства
очевидцев и мнения читателей.
- 11.08.89 Б. Каменецкий. 12 дней
по "Мертвой дороге"
- 16.09.89 И.Петров. «На прожитую
жизнь не жалуюсь»
- 05.10.89 Зоя Марченко.
«До особого распоряжения…»
- 26.01-30.03 1990 В. Ламин.
Секретный объект 503
- ??.04.90 Александр Добровольский.
Рубль за колючей проволокой
- ??.10.90 Трансполярная магистраль
- ??.10.90 А. Добровольский. По
"мертвой дороге" совершили уникальный тысячекилометровый пробег московские
туристы
- 02.11.90 В. Леонтьев. Жертвы
сталинских лагерей
- 27.04.91 Остановка — не в
коммуне
- 11.10.91 Ржавые рельсы ведут в
никуда
- 23.11.91 Александр Кузнецов.
Пятьсот веселая секретная
- 1991 Ростислав Горчаков. Бумаги с
"Мёртвой дороги"
- Александр Трифонов, Александр
Херсонский. "Мертвая" и живые
- 31.10.92 Л.Голубь. Знать и помнить
- 08.10.93 Виктор Евграфов. “Арестованный”
театр
- 16.10.93 Владимир Пентюхов.
Князь, в лагерь извольте...
- 16.10.93 Владимир Пантелеев. Пантеон
генералиссимуса сгорел дотла
- 26.10.93 Алексей Тарасов. Сказки о
Сталине на енисейских берегах
- Томаш Кизны: "Я убедился, в каком
аду строили заключенные эту дорогу..."
- 1994 Виктор Евграфов.
Арестованный театр
- 31.10.95 Леонид Иванов.
Кресты у лиственниц.
- 25.06.96
Александр Рохлин. Гостеприимный ГУЛАГ
- 21.09.96 А.Варламов. Вспомнить всех,
пострадавших безвинно
- 25.09.96 Александр Добровольский.
БАМ, да не там
- 08.10.96 Светлана Филиппова. Режима
повышенной бдительности иностранцам не понять
- 30.11.96 Наталья Сангаджиева. Пепел Клааса
стучит в сердце
- 10.04.98 Алексей Чичкин.
Заполярный Транссиб
- 05.02.99 Виталий Козаченко.
Стройка № 503, которая стала «мертвой
дорогой»
- 05.02.99 Тауфек Султанбеков.
Путейцы на Турухане
- 11.08.99 Виталий Иванов. Она умерла вместе со
Сталиным
- ГУЛАГ: железная дорога САЛЕХАРД
- ИГАРКА (Стройка № 503)
- 21.01.00 Сергей Захаров.
Мертвая дорога
- 12.03.02 Наталья Сойнова. Актер
Актерыч "крепостной"
- 17-23.03.00 Владимир Пентюхов.
Узники «крепостного театра»
- 21.04.00 Александр Шайдт. Люди и
события
- 31.08.01 Владимир Пентюхов.
Жертвы войны, или ещё раз о 503-й стройке
- 31.08.01 Виктор Ледневский.
Жертвы стройки №503
- 19.10.01 Коминт Попов. Такое не должно повториться.
- 05.11.01 Александр Добровольский.
Тайны «мёртвой дороги»
- 07.12.02 Мертвая дорога
- 11.02.03 Владимир Пентюхов.
Лебединая песня «крепостного» театра
- 11.03.03 Е.Терехина. Школа № 1:
группа «Поиск» - в исследовательском
поиске
- 29.10.03 Публикация в газете
"Мир новостей-Красноярск"
- хх.07.04 Наталья Тарасова.
ГУЛАГ открыт для туристов
- 07-09.04 Николай Костецкий. Дорога
в никуда
- 07-09.04 Галина Некрасова.
Избранные места из совершенно секретной папки МВД СССР
- 05.11.04 Виталий Козаченко. Стройка N 503 - "Мёртвая дорога"
- 10.12.04 П.Форис. Спасенный
смертник
- 05.07.05.Станислав Казаченко.
Реанимируют сталинскую дорогу
- 14.07.05 Макс Круглов.
Сталинскую дорогу достроят
- 15.07.05 Татьяна Макогонова.
Пятьсот третья может стать стройкой номер один?
- 20.07.05 Александр Чернявский.
"Трансполярка": дубль 2
- 23.07.05 Татьяна Макогонова.
Мёртвая дорога. Экспедиция "Красноярского
рабочего"
- 30.07.05 Татьяна Макогонова. Великое
разочарование от великой стройки
- ??.07.05 Сталинский проект
возрождается
- ??.07.95 Зоя Марченко. На
"Мертвой дороге"
- 06.08.05 Татьяна Макогонова.
Север манит и манить нас будет, зла не помнящих
- 12.08.05 Владимир Пентюхов.
Крепостной театр в Заполярье
- 13.08.05 Татьяна Макогонова.
Независимая республика Янов стан
- 13.08.05 Любовь Рак. Доедет ли
паровоз до 2006 года?
- 20.08.05 Владимир Павловский. На
воде и без воды
- 24.08.05 М.Мишечкина. Грабить
кладбище нельзя
- 27.08.05 Татьяна Макогонова. Шаманы
с туру и туруканами здесь давно не живут
- 08.09.05 Забвению -нет
- 10.09.05 Татьяна Макогонова.
Канашель роднее Германии
- 24.09.05 Татьяна Макогонова.
Мечты не сбылись, но они по-прежнему живы
- 10.11.05 По тундре, по железной дороге
- 26.01.06 Памятник жертвам
- 08.06.06 Виталий Иванов. Чуть-чуть
до Аляски не дотянули..
- 2006 Александр
Тощев. Украдены музейные паровозы
- 2006 Игарский Краеведческий
комплекс «Музей вечной мерзлоты» посылает SOS!
- 14.02.07 В гостях у "Авто-Радио" глава
Туруханского района Красноярского края Симона Юрченко
- 09.08.07 Эдуард Русаков. Владимир
Пентюхов: "Графы и князья учили меня искусству!.."
- весна 2007. Станислав Анатольев.
Рельсы в никуда
- 07.11.08 Алексей Бабий. Мертвая
дорога между полярными мифами
- 07.11.08 Алексей Тарасов.
Сталинскую «мертвую дорогу» решили возродить
- 21.11.08 Нэля Лактионова. У
памяти в вечном плену
- 28.01.09 Александр Тощев. Тайны
Мертвой дороги
- 06.03.13 Мария Мишечкина. Тень
тирана в сибирской глубинке
- 21.04.12 Елена Пекка. Живой разговор
о «мёртвой дороге»
- 22.03.13 Наталия Телегина.
В Заполярье или в никуда
- 24.04.13 Валентина Вачаева. Мертвая
дорога станет музеем
- 04.09.14 Светлана Шмелева.
Мертвая дорога
- 17.06.16 Федор Марьясов. Установлен памятный
знак
- 18.05.18 Екатерина Быкова.
Человек эпохи Возрождения
Фотографии
События
Люди
Письма